Для начала уточним понятия неречевое или физиологическое дыхание и речевое дыхание.
При неречевом дыхании выдох по продолжительности равен вдоху, они следуют ритмически друг за другом; за один прием выдыхается весь воздух из легких, вдох делается через нос.
Когда же мы говорим, то вдыхаем во время пауз через рот и нос, а затем выдыхаем постепенно отдельными толчками, экономно. Вдох производится сравнительно быстро, он значительно короче выдоха.
Речевое дыхание — основа звучащей речи, источник образования звуков, голоса. Оно обеспечивает нормальное звукообразование, голосообразование, помогает верно соблюдать паузы, сохранять плавность речи, менять громкость. Развитие речевого дыхания у ребенка начинается уже с 6 месяцев — идет подготовка дыхательной системы к реализации голосовых реакций, и завершается к 10 годам.
К чему может привести неправильное речевое дыхание?
- к нарушению плавности речи (речь на вдохе);
- к позднему или неправильному усвоению некоторых звуков (например, [р]);
- к ослаблению громкости голоса, особенно в конце произношения длинных фраз;
- в некоторых случаях к ускорению темпа речи;
- к неправильному использованию интонационных средств выразительности;
- нечеткому произношению слогов («проглатыванию» окончаний).
Какие упражнения могут помочь развить правильное речевое дыхание?
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! При выполнении упражнений ребенок не должен прижимать ни живот, ни грудную клетку к столу. плечики должны быть опущены. щеки не надуваем. Выдох должен быть плавным, продолжительным. Следите за тем, чтобы у ребенка не закружилась голова.
1. «Вдох – выдох»
Содержание: Выполнять стоя. Произвести короткий, спокойный вдох через нос, задержать на 2-3 секунды воздух в легких, затем произвести протяжный плавный выдох через рот.
2. «Муха»
Содержание: Предлагаем ребенку увидеть муху, всмотреться в неё, поймать, почувствовать в кулаке, поднести кулак к уху. Слушать, как звенит муха. Петь на выдохе, подражая мухе: «З-З-З». Раскрыть ладошку и выпустить муху, проследить глазами её полет, вдохнуть вновь.
3. «Ветер дует»
Содержание: Выполнять стоя. Спокойно вдохнуть через нос и также спокойно выдохнуть через рот.
Я подую высоко,
(Руки поднять вверх, встать на носки, подуть.)
Я подую низко,
(Руки перед собой, присесть и подуть.)
Я подую далеко,
(Руки перед собой, наклониться вперед, подуть.)
Я подую близко.
(Руки положить на грудь и подуть на них.)
4. «Поиграем животиками»
Содержание: В положении лёжа на спине дети кладут руки на живот, глубоко вдыхают – при этом животик надувается, затем выдыхают – животик втягивается. Чтобы упражнение стало ещё интереснее, можно положить на живот какую-либо небольшую игрушку.
5. «Веселые пантомимы»
Содержание: Детям предлагается изобразить:
· Как они греют озябшие руки.
· Раздувают угасающий костер.
· Надувают воздушные шары.
6. «Буря в стакане»
Нам понадобится стакан, коктейльная трубочка, вода. Наливаем в стакан воду. Опускаем трубочку в стакан и дуем в неё. Необходимо использовать чистую питьевую воду.
7. «Бумажные кораблики»
В глубокий поднос или большой таз наливаем воду и опускаем туда бумажные кораблики. Плавно и долго дуем на кораблики, чтобы они доплыли от одного берега до другого. Можно устроить соревнования между детьми. Изготовление бумажных корабликов в технике оригами для этого упражнения станет прекрасной тренировкой для пальчиков.
8. «Футбол»
Ворота можно обозначить, например, кубиками. Мяч - это ватка или очень легкий шарик. Задуваем гол в ворота.
Игрушки и приспособления, которые помогут при развитии речевого дыхания: различные свистки, мыльные пузыри, разноцветные пёрышки, осенние листья.
Играйте со своими детьми ненавязчиво, легко, с отличным настроением!